Какие могут быть последствия черепно-мозговых травм у детей?

Содержание:

Как помочь ребенку, если он не держит голову?

Родители должны очень много времени проводить со своим ребенком, много разговаривать, играть с ним, часто класть его на животик. Перед малышом можно поставить яркие предметы, разноцветные игрушки, ему не только будет интересно рассматривать их, но и автоматически он будет пробовать приподнимать головку.

Важно помнить, что нельзя выкладывать на животик только что поевшего ребенка, а также уставшего и сонного малыша. После того как малышу исполнится 2 недели, можно ребенка опереть на мячик и несколько минут покатать его, заняться гимнастикой

Все эти упражнения помогут расслабить мышцы и помочь крохе гораздо быстрее начать приподнимать головку

После того как малышу исполнится 2 недели, можно ребенка опереть на мячик и несколько минут покатать его, заняться гимнастикой. Все эти упражнения помогут расслабить мышцы и помочь крохе гораздо быстрее начать приподнимать головку.

Определение болезни. Причины заболевания

По данным эпидемиологических исследований, ЧМТ у детей и подростков во многих странах достигает 200 случаев на 100 тысяч человек. Причём ЧМТ чаще встречается у лиц мужского пола (до 70 % всех случаев).

Выделяют две возрастные группы с большим риском получения черепно-мозговой травмы:

  • дети до 5 лет;
  • пациенты от 15 до 25 лет.

У детей с первого года жизни начинается высокая двигательная активность, появляется стремление всё узнать, попробовать, добраться до различных мест. Это проходит на фоне несовершенства моторных навыков и координации движений, сниженного чувства опасности и переоценки физических возможностей, что и приводит к появлению травмы.

Основными причинами возникновения сотрясения мозга в детском возрасте являются:

  • травмы в процессе рождения;
  • падение младенцев и детей до трёх лет с кроватей, пеленальных столов, из рук родителей, колясок 
  • нарушение координации в результате непропорционального физического развития тела у детей до трёх лет (большой вес головы) и падение вниз головой при резком ускорении или торможении (в этом возрасте дети ещё не научились страховать себя руками во время падения);
  • удары при падении детей 4-7 лет с высоты (детских горок, качелей, подоконников или деревьев);
  • нарушение правил дорожного движения и автомобильные аварии с нефиксированным ребёнком в специальном автомобильном детском кресле;
  • нарушение техники безопасности и отсутствие/неисправность спортивной экипировки во время подвижных игр и спортивных соревнований.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

На какие этапы делится процесс самостоятельного держания головки

Как уже было сказано выше, ни один новорождённый ребёнок сразу не обладает навыком самостоятельного держания головы.

Ребёнок должен пройти несколько этапов, по итогам которых он учится этому навыку в положении сидя и в лежачем в том числе.

Итак, следует подробно разобраться, на каком этапе ребёнок начинает самостоятельно держать головку.

Должен ли ребенок держать голову в один месяц?

Малыш еще только родился и привыкает к внешнему миру. На этом этапе не следует нагружать новорождённого массой тренировок для его развития.

Если присмотреться, то когда родители ставят малыша в вертикальное положение, то можно заметить его попытки на доли секунды приподнять голову с родительского плеча. Это один из важнейших процессов в его жизни, в то время как родители не прикладывают к этому своих усилий.

Как уже было сказано, выкладывание малыша на живот очень важная процедура, однако делать это нужно очень аккуратно и постепенно, используя при этом недлительные тренировки с перерывами. Часто родители используют ещё одно тренировочное упражнение – учат малыша плавать в ванночке с помощью круга.

Однако не каждому ребёнку по душе такое упражнение, поэтому малыш может начать капризничать и нервничать, испортив весь процесс купания. Главное не забывать поддерживать головку малыша при купании и следить, чтобы он не запрокидывал её назад. Только по истечении 1,5 месяцев считается нормой, когда ребёнок на несколько секунд начинает самостоятельно держать головку, лёжа на животике.

Должен ли ребенок держать голову в два месяца?

В два месяца малыш уже начинает стараться держать головку в положении стоя с помощью родителей. Не всегда попытки малыша могут заканчиваться успехом, поэтому следует до последнего подстраховывать своего ребёнка.

На этом этапе родители уже перестают паниковать и приобретают уверенность в действиях своего малыша. Благодаря этому, ребёнок с каждым днём совершает свои попытки всё увереннее.

В положении лёжа, новорождённый старается держать головку уже подольше и учится её приподнимать и поворачивать по сторонам.

Ребенок держит голову в три месяца

Мышцы шейного отдела у малыша ещё не до конца сформировались и окрепли, поэтому не стоит разрешать ребёнку резко запрокидывать головку, но и запрещать этот процесс тоже не следует.

У ребёнка должна быть возможность развиваться и тренироваться, просто нужно не забывать иногда его в этом страховать.

Ребенок держит голову в четыре месяца

К четырем месяцам жизни ребёнка можно уже прекратить страховать и у него появляется способность самостоятельно держать головку, что просто не может не радовать родителей.

МОЗЖЕЧКОВЫЕ НАРУШЕНИЯ у детей

Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут быть следствием недоразвития мозжечка, поражения его в результате родовой травмы или асфиксии, в редких случаях — как результат наследственной дегенерации. Они характеризуются снижением мышечного тонуса, нарушением координации при движениях рук, расстройством реакций равновесия при попытках овладеть навыками сидения, вставания, стояния и ходьбы. Собственно мозжечковые симптомы — интенционный тремор, нарушение координации, атаксию можно выявить лишь после развития произвольной двигательной активности ребенка. Заподозрить расстройства координации можно, наблюдая за тем, как ребенок тянется к игрушке, захватывает ее, подносит ко рту, сидит, стоит, ходит. Дети грудного возраста с нарушением координации при попытке захватить игрушку делают много лишних движений, это особенно становится выраженным в положении сидя. Навыки самостоятельного сидения развиваются поздно (к 10 — 11 месяцам). Иногда и в этом возрасте детям трудно сохранить равновесие, они его теряют при попытке повернуться в сторону, взять предмет. Из-за боязни упасть ребенок долго не манипулирует предметами двумя руками. Ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушением реакций равновесия предпочитают ползать, в то время когда они уже должны ходить самостоятельно. Реже при мозжечковом синдроме у детей первого года жизни можно наблюдать горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии. Наличие нистагма и частое сочетание мозжечкового синдрома с другими нарушениями черепно-мозговой иннервации может придавать определенную специфику задержке развития в виде более выраженного запаздывания функции фиксации взора и прослеживания, зрительно-моторной координации, нарушения пространственной ориентации. Дизартрические расстройства особенно влияют на развитие навыков экспрессивной речи, вызывают такие проблемы, как задержка речевого развития и нарушения речи.

Причины недержания головы

Есть достаточно много причин, по которым карапуз не держит голову в в возрасте трех полных месяцев или начинает держать ее поздно – после пяти или шести месяцев.

Это может быть:

  • очень низкий тонус мышц;
  • недоношенность любой степени;
  • малый вес при рождении и его плохой набор в течение первых трех месяцев жизни.

В некоторых случаях может быть задержка в развитии навыка, если роды были тяжелыми, а у малыша была гипоксия или родовая травма, даже незначительная.

В некоторых случаях задержка в развитии физических навыков может быть индивидуальной нормой. Если врач не видит никаких неврологических осложнений – возможно, малыш еще просто не готов и начнет уверенно поднимать голову в три с половиной или даже четыре месяца.

Первый месяц жизни

На частый вопрос родителей о том, как в месяц ребенка научить держать голову, можно прочитать массу советов. Это и частая рекомендация выкладывать ребенка на живот, и плавание с кругом в большой ванне, и регулярная гимнастика.

Но, я, как специалист, много работающая с детьми-грудничками, могу уверенно сказать, что не нужно форсировать развитие ребенка.

Голову ребенок держит ровно столько, сколько ему позволяют его силы.  Пока это доли секунды. Но вы и сами видите, что если держать малыша вертикально, в положении “столбиком” на плече, то он делает кратковременные попытки поднять и удержать голову. Прежде чем выполнять это упражнение узнайте Как правильно держать ребенка столбиком>>>

Это удается ему на короткое время, но является самой безопасной и естественной тренировкой, в отличии от новомодных веяний с грудничковым плаванием, или плаванием с кругом на шее.

Не нужно постоянно поддерживать голову ребенка

Важно обеспечить лишь подстраховку, чтобы голова не запрокидывалась назад

Раннее удержание головы

Многие родители переживают, что недоношенный ребенок (3 месяца) плохо держит голову. Своевременное обращение к неврологу позволяет исправить данное нарушение. Часто педиатры наблюдают противоположную картину. Речь идет о таких ситуациях, когда дети хорошо умеют держать голову уже в 5 недель. Родители начинают радоваться, полагая, что ребенок быстро развивается и даже чуть опережает своих сверстников. На самом деле все не так прекрасно.

В данной ситуации желательно проконсультироваться с неврологом. Раннее развитие может указывать на повышенный тонус мышц или внутричерепное давление. Однако не стоит сразу впадать в панику. Со здоровьем крохи может быть все в полном порядке.

ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС, ребенок не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит

ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС, ТЛР. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины на бок, а затем на живот. Если Вы заметили указанные симптомы, обязательно приходите на консультацию к специалисту (запись по телефону +78452407040). В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только «блоком», то есть отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса. При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и опереться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возможность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций. Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину. 

Слинг

Мнения о ношении в слинге сильно различаются: есть аргументы и в пользу слинга, и аргументы, критикующие его. В данном случае родители должны самостоятельно решить, имеет ли смысл носить ребёнка таким образом.

Детские слинги не всегда предлагают подходящий вариант ношения. Поскольку, когда мы ходим и стоим, наше тело находится в вертикальном положении, может произойти такая ситуация, когда маленький ребёнок сместится в слинге. Его позвоночник при этом сожмётся или искривится, а поза станет асимметричной. В слинге ребёнок прижимается головой и всем телом к телу матери или отца и не имеет возможности двигаться самостоятельно или освободиться. От этого кровообращение в ногах нарушается, и они могут затекать и становиться холодными. То же самое можно сказать и о ношении ребёнка в сумке перед телом.

Однако, дети разные, и что неудобно одним, может быть приятно другим. Некоторым детям нравится находиться в туго натянутом слинге, и это помогает им успокоиться, и если при этом их спина дополнительно поддерживается вашей рукой, то ничего плохого в этом нет, если носить не слишком долго.

Другие дети, наоборот, сопротивляются и категорически требуют свободы движений. Существует также — в зависимости от возраста и предпочтений ребёнка — множество различных вариантов ношения ребёнка в слинге: в положении лёжа или спиной к животу родителей в вертикальном положении; сидя прямо на бедре или перед животом родителей; лицом к ним или спиной и т.д. Новорождённых и недоношенных детей можно полностью пеленать. Если вы решили носить ребёнка в слинге, то помните, что придётся снова и снова приспосабливаться к изменяющимся пропорциям вашего малыша и пробовать разные способы ношения

Важно следить за тем, как долго ваш ребёнок может комфортно чувствовать себя в слинге!

Если вы, как родитель, используете ткань слинга правильно и в соответствии с возрастом вашего ребёнка, то такое ношение предлагает малышу широкий спектр стимуляций: постоянные движения родителей влияют на баланс, осознание тела и глубину чувствительности. Ребёнок ощущает себя лучше: сердцебиение и тепло тела родителей ему знакомы и успокаивают. В положении лёжа ребёнок ощущает давление, как в утробе матери, и одновременно абстрагируется от окружающего мира, концентрируясь на себе. Ребёнок постарше, находясь в слинге, уже сам может участвовать в действиях родителей и, таким образом, получать непосредственное представление о повседневных делах.

Удобные позиции на руках у взрослого

Есть несколько позиций, которые максимально безопасны и комфортны как для ребенка, так и для мамы:

  • Колыбелька. Голова ребенка кладется на локоть взрослого, спинка – на руку, а вторая рука при этом помогает поддерживать ягодицы и поясничный отдел;
  • Столбиком. Голова ребенка ложится на плечо взрослого, одна рука прижимает его к себе, вторая поддерживает нижнюю часть в области крестца; • Лицом к лицу. Затылок малыша находится на вашей ладони, а вторая рука помогает держать спину;
  • На коленях у взрослого. Положите ребенка вверх лицом к себе на колени, помогая держать руками его голову.
  • На животике. Живот и голова малыша располагаются на предплечье взрослого, а ноги и руки спокойно свисают с двух сторон;
  • К маме спиной. Отличная поза для развития интереса к миру вокруг. Одной рукой мама держит ребенка за грудь, опирая голову и спину о свою грудную клетку. А второй рукой держит его за ножки, сводя стопы вместе. В таком положении малыш не сидит и нет никакой нагрузки на его позвоночник.

Почему малыш самостоятельно не держит голову

Причины, как правило, связаны с индивидуальным развитием. Если кроха здоров, активно познает мир, если не было никаких патологий при беременности и родах, то, скорее всего, нет повода для волнения.

Просто не пришло его время. Беспокоиться стоит тогда, когда грудничку уже 3 месяца, а самостоятельный навык у него не выработался.

Неправильные действия родителей. Когда дети начинают держать голову, им нужно создавать условия для дальнейшего развития этого умения. Некоторые не выкладывают детей на животик, потому что груднички тут же начинают капризничать. Однако со временем мамы сожалеют об этом, потому что мышцы спины, плечевого пояса и шеи малыша плохо развиваются

Что важно знать? Если ребенок все время испытывает дискомфорт, лежа на животе, это может быть связано не только с его настроением. Возможно, кроху что-то беспокоит именно в этом положении

Лучше обсудить это с доктором.

Недоношенный ребенок. Есть много примеров, когда недоношенные дети даже опережают в развитии доношенных. Но все-таки кроха с недобором веса труднее овладевает моторными навыками. Для этого ему понадобится больше времени и сил.

Неврологические причины. Их не всегда удается выявить в первые месяцы жизни малыша. Только дополнительные обследования и консультация врача помогут это сделать.

Бывает, что новорожденный начинает держать голову слишком рано — уже в первый месяц. Это может быть признаком гипертонуса — чрезмерного мышечного напряжения. Мышцы в тонусе — нормальное явление для грудничков. Однако только врач-невропатолог может установить, насколько это безопасно и не является ли симптомом серьезного заболевания. Обычно при мышечном тонусе назначают массаж, плавание, лечебную гимнастику, физиопроцедуры, реже — медикаментозное лечение.

Держим голову: пять эффективных способов

Научить ребенка держать голову невозможно. Можно только помочь ему выработать этот навык, стимулировать маленького лежебоку к большей двигательной активности. Каким образом?

Выкладывание на живот. Чтобы укрепить мышцы спины и шеи, кроху необходимо тренировать — регулярно, то есть ежедневно по несколько раз выкладывать на живот. Делать это необходимо вовремя — с первых недель жизни.

Массаж. Доверьте это дело профессиональному массажисту. Его задача — расслабить одни мышцы и привести в тонус другие. А сделать это на шее и спине у крошечного младенца — ювелирная работа. Хуже от правильно сделанного массажа крохе точно не станет. Он будет после него хорошо спать, есть, получать наслаждение от тактильного контакта. Может ли мама научиться делать массаж грудничку самостоятельно? Да, может. Но при этом надо помнить, что неправильно сделанный массаж может навредить: привести в больший тонус спазмированные мышцы и еще больше расслабить мышцы в гипотонусе. На первых неделях жизни обычно делают только щадящий, расслабляющий массаж. Позже, если тонус мышц понижен, назначают более интенсивный массаж.

Гимнастика. Перед самостоятельным проведением зарядки проконсультируйтесь с педиатром и ортопедом. Если у ребенка повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, необходимо учитывать некоторые нюансы, как при массаже.

Водные процедуры. Вода — хорошая тренировочная среда для мышц всего тела крохи. Кроме пользы, малыш получит удовольствие. Желательно как можно раньше после заживления пупочной ранки переводить его на «большую воду» Многие родители с первых дней жизни купают грудничка в большой ванной, после ее тщательной дезинфекции. Эффективными методами также являются аквагимнастика для грудничков, теплые ванночки с добавлением хвои, валерианы.

Игра со звуком. Кроха хорошо реагирует на звуки

Постарайтесь как можно чаще привлекать его внимание погремушкой, колокольчиком, музыкой на расстоянии. Он будет поворачивать головку в сторону звука и одновременно тренировать мышцы шеи

Это упражнение также является хорошей профилактикой кривошеи — когда грудничок поворачивает голову в одну сторону или держит ее под углом. Заинтересовывать малыша и подходить к нему нужно со стороны, противоположной той, в которую все время повернута его голова.

К трем месяцам здоровый ребенок старается все время удерживать голову вертикально, когда меняется положение тела. Также в этом возрасте ему нравится лежать на животе, потому что именно эта поза дает широкий обзор окружающего мира.

Ребенок начинает держать голову самостоятельно, когда созреет физиологически. Если к 3 месяцам этого не происходит, не стоит паниковать. Но и рисковать не надо. Поэтому необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом. Чем раньше будут выявлены неврологические нарушения, тем быстрее и эффективнее можно с ними справиться.

Решение возможных проблем

Согласно правилам, установленным в каждой детской поликлинике России, младенцев до года ежемесячно осматривает педиатр, а каждый триместр к нему присоединяются другие специалисты (невролог, ортопед, хирург и другие).

Во время осмотра имеющиеся отклонения чаще всего выявляются врачом. Однако 3–5 минут не достаточно для того, чтобы определить признаки некоторых возможных проблем. О чем обязательно должны сказать родители на приеме и во сколько месяцев пора «бить тревогу»?

Голова набок

Если малыш постоянно удерживает головку под углом, нужно обратиться к неврологу. Первой причиной подобного явления может стать неразвитость мышц шеи, которая появляется потому, что ребенок смотрит преимущественно в одном направлении.

Более серьезным поводом является кривошея, при этом голова поворачивается в правую сторону. Велика вероятность ее появления в случае, если кроха недоношенный. Меры, которые помогут карапузу:

  • специальный массаж;
  • лекарственная терапия;
  • сон на ортопедической подушке.

Если малыш все время направляет свой взор в одну сторону, нужно побуждать его к поворотам шеи в разные стороны

Делается это при помощи игрушек, интересных предметов, привлекающих внимание жестов

Появление навыка в первый месяц жизни

Иногда удерживание головки в 4–5 недель после рождения говорят не о раннем развитии карапуза, а о патологии. Врачи пугают родителей высоким внутричерепным давлением их чада и выписывают мочегонные препараты, глицин.

Следует отметить, что ВЧД – серьезный диагноз, который не ставится после поверхностного осмотра. Если малыш спокойно спит, с интересом познает мир, набирает вес, то речи о страшных патологиях быть не может.

Главный показатель здоровья младенца – его хорошее самочувствие. А родителям, которых напугали в поликлинике таким заболеванием, стоит обратиться за консультацией к другому специалисту.

Отставание в развитии

Возможно, что в 12 недель кроха так и не научится уверенно держать головку самостоятельно. Паниковать не нужно, но обратиться за консультацией к врачу стоит. В «зоне риска» находятся детки со следующими проблемами:

  • низкий вес (необходима консультация специалиста по грудному вскармливанию);
  • появление на свет в результате тяжелых родов;
  • слабый тонус мышц;
  • недоношенный кроха.

Чем старше малыш, тем сложнее вылечить неврологические заболевания. Поэтому не нужно откладывать визит к специалисту в случае каких-либо подозрений или сомнений.

Своевременное выявление проблем со здоровьем поможет предотвратить развитие осложнений.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Неправильное удержание головы

Часто родители обращаются к невропатологу с жалобой, что ребенок в 3 месяца плохо держит голову и старается повернуть ее под углом. Такие симптомы обычно указывают на парез мышечных отделов шеи. Иначе патология называется кривошеей. Для исключения этого нарушения понадобится консультация у ортопеда. К счастью, кривошея — это редкое явление, которое развивается при осложненном течении беременности. Для ее лечения используют физиопроцедуры. В остальных случаях врачи советуют родителям:

  • дома делать легкий массаж ребенку;
  • ежедневно проводить водные процедуры;
  • следить за положением головы ребенка во время сна, подкладывать под нее специальную ортопедическую подушечку.

Крайне редко для лечения кривошеи требуется хирургическое вмешательство.

Почему ребёнок не держит голову в срок?

Если ребёнок развивается согласно графику, родители невероятно гордятся этим. Но если срок подошёл, а малыш так и не начал держать головку, то мамы обычно сильно переживают и истязают себя догадками. На самом деле, нормы, на которые ориентируются родители, довольно условные. Малыш вовсе не обязан развиваться так, как они предписывают, поскольку у него могут быть веские причины для индивидуальных особенностей физического развития.

Главная из причин — гестационный возраст. Если малыш родился недоношенным, то времени на укрепление мышц шеи ему требуется больше. Не исключено, что недоношенный грудничок начнёт осваивать это умение только ближе к 3 месяцам. Это — вовсе не повод для волнения и переживаний. Просто нужно создать ребёнку оптимальные условия для того, чтобы он мог расти и развиваться.

Второй важный фактор — состояние здоровья крохи. Позднее своих ровесников начинают удерживать головку дети, которые перенесли внутриутробную гипоксию, пережили состояние острой гипоксии при тяжёлых родах матери, получившие родовые травмы, имеющие какие-либо врождённые заболевания. Если малыш в первые месяцы жизни болел простудными или вирусными заболеваниями, он также будет развиваться несколько медленней, чем здоровые и крепкие ровесники.

На умение поднимать головку и удерживать её в вертикальном положении влияет и вес ребёнка. Если карапуз родился крупным и в течение первого месяца набрал больше нормы, о чём педиатр обязательно сообщит родителям на первом медосмотре в 1 месяц, то шансы на ранее освоение двигательных навыков у него низкие. Скорее всего, малютка начнёт держать голову не ранее, чем в 3 месяца. Но и маловесные малыши тоже развиваются с некоторым опозданием – чтобы их мышцы начали удерживать нагрузку, им сначала нужно набрать нормальную массу тела.

Темперамент малыша является важным фактором, влияющим на его стремление научиться держать голову вертикально. Ленивый меланхоличный кроха вряд ли будет стремиться раньше освоить новое положение тела, чего не скажешь о любопытных и жизнерадостных холериках и сангвиниках.

Финальный штрих — условия обитания ребёнка. Если мама делает все возможное для укрепления его здоровья, мышц, иммунитета, то нет никаких причин не поднимать голову. Дети, физическому развитию которых уделяется меньше внимания, позднее осваивают свой первый двигательный навык.

Учимся правильно поднимать и опускать ребёнка

Как поднимать ребёнка из положения лёжа на спине

Поднимать ребёнка из положения лёжа на спине всегда нужно через бок и настолько медленно, чтобы ребёнок мог контролировать процесс поворота и подъёма, таким образом вы побуждаете его двигаться самостоятельно. Если вы поднимаете ребёнка прямо из положения лёжа на спине, не поворачивая его в сторону, он не сможет удерживать голову. Как защитный механизм, он рефлекторно станет вытягивать плечи вверх и вперёд, возможно, даже раскидывая руки. Этот подъём является совершенно пассивным и не способствует развитию естественных движений; напротив, это скорее помешает ему.

Вот как это выглядит в движении (ниже вы найдёте описание процесса в виде текста с иллюстрациями):

Поднимаем через левый бок:

А теперь через правый и кладём обратно на спинку:

Чтобы у вашего ребёнка не развивалась только одна сторона тела и, следовательно, асимметрия, вы должны стараться поднимать ребёнка поочерёдно через обе стороны. Положите руки под лопатки ребёнка так, чтобы он лежал как бы в чаше. Если вы хотите поднять ребёнка с левой стороны, поместите правое предплечье между ногами ребёнка (рис. 1).

рис. 1

Теперь вы можете медленно повернуть вашего ребёнка влево. Вы увидите, что он захочет вам помочь; он будет напрягать шейные и брюшные мышцы и, в зависимости от уровня своего развития, активно продвигаться вперёд в направлении движения. В боковом положении нижняя сторона тела ребёнка удлиняется, а верхняя — укорочена (рис. 2). Когда он будет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, вы увидите ту же реакцию его тела.

рис. 2

Наклонитесь к своему ребёнку и осторожно поднимите его через левую сторону. Когда вы выпрямитесь, ребёнок будет как будто «сидеть» на вашей правой руке (рис

3, 4).

рис. 3

рис. 4

Если вы хотите поменять поддерживающую руку, протяните свою левую руку под левым плечом ребёнка так, чтобы ваши руки оказались параллельны друг другу, тогда вы можете перехватить правое бедро ребёнка и освободить левую руку (рис. 5, 6). Такое положение ребёнка подходит с самого рождения, так как оно соответствует физиологической модели движения ребёнка. В этом положении могут находиться даже недоношенные дети и новорождённые, но если ребёнок ещё не умеет держать голову, то его следует повернуть дальше — в положение лёжа, поддерживая его голову, чтобы она не запрокинулась. Чтобы положить ребёнка, проделайте то же самое в обратном порядке.

рис. 5

рис. 6

Как поднимать ребёнка из положения лёжа на животе

Вот как это выглядит в движении (ниже вы найдёте описание процесса в виде текста с иллюстрациями):

Вы протягиваете между ног вашего ребёнка свою руку и кладёте её под живот и грудь. Другую руку вы можете либо поместить под мышками, чтобы грудь вашего ребёнка удобно лежала на предплечье (рис. 7), либо протянуть и положить её под грудь ребёнка (рис. 8).

рис. 7

рис. 8

Теперь вы можете легко поднять ребёнка и перенести его на бок (рис.  10), или оставить лежать на животе (рис. 9). Чтобы положить ребёнка, проделайте то же самое в обратном порядке.

 рис. 9

рис. 10

Как должно быть?

Появившийся на свет малыш очень слаб и еще не способен в полной мере управлять своим телом. Развитие всех двигательных навыков идет постепенно в соответствии с заложенной природой программой. Первое, что учится делать новорожденный, – поднимать голову и удерживать ее в таком положении некоторое время. В каком возрасте это происходит?

Держать головку не такое простое занятие, как кажется на первый взгляд. Развитие этого навыка происходит в три этапа.

1-й месяц жизни

На первом месяце жизни новорожденный еще не умеет держать голову самостоятельно. В этом возрасте ему помогают родители. Во время купания или пеленания мама поддерживает голову младенца руками, следя за тем, чтобы малышу было комфортно. В этот период идет постепенное развитие мышц шеи, и ребенок начинает осваивать новые двигательные навыки.

В конце первого месяца жизни малыша начинают переворачивать на живот. В это время ребенок уже пытается приподнять голову, но слабые мышцы шеи не позволяют ему удерживать свое положение слишком долго. Проходит несколько секунд – и младенец опускает шею, утыкаясь носом в пеленку. Это совсем не плохо, ведь в таком возрасте ребенок еще и не должен уверенно держать голову длительное время. Напротив, если малыш пытается вытянуть шею и долгое время находится в таком положении, нужно насторожиться. Подобный симптом может указывать на серьезную патологию развития нервной системы ребенка.

2 месяца

На втором месяце жизни происходит усиленное развитие мышц и связок шеи. В 6 недель малыш уже достаточно уверенно приподнимает голову и удерживает ее в таком положении не менее 30 секунд. Плохо, если в этом возрасте ребенок даже не пытается изменить положение шеи и посмотреть по сторонам. В этом случае родителям следует обязательно показать своего кроху квалифицированному детскому неврологу.

Со скольких месяцев малыш должен самостоятельно держать голову? Считается, что в возрасте 8-12 недель ребенок может приподнять шею и удержать ее в таком положении не менее минуты. Лежа на животе, малыш может не только приподнимать голову, но и оглядываться по сторонам в поисках ярких игрушек. Ребенок все еще быстро устает, и время от времени ему требуется отдых. Не пугайтесь, если малыш спустя некоторое время кладет голову на пеленку. Переверните младенца и позвольте ему отдохнуть не менее 10 минут. Пусть мышцы шеи расслабятся, прежде чем ребенок снова начнет изучать мир, лежа на животе.

Со скольких месяцев малыш не просто держит голову, но и всем туловищем приподнимается над горизонтальной поверхностью? В среднем дети пытаются поднимать верхнюю часть тела в возрасте 3-4 месяцев. Малыш делает это вполне осознанно, желая как можно больше узнать об окружающем его мире. Если младенца взять на руки вертикально, его голова, шея и туловище будут находиться на одной линии.

Все указанные параметры достаточно индивидуальны. При оценке развития младенца нужно учитывать не только имеющиеся навыки, но и общее состояние ребенка. Не стоит стремиться во что бы то ни стало научить малыша держать голову ровно в 3 месяца. Некоторые детки осваивают этот навык чуть раньше, тогда как другим требуется больше времени на подготовку мышц шеи. Если родителей что-то тревожит, в первую очередь следует посоветоваться с неврологом и только после этого делать какие-либо далеко идущие выводы.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ РЕАКЦИЯ

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ РЕАКЦИЯ, ППР. Влияние положительной поддерживающей реакции на движения проявляется в нарастании экстензорного тонуса в ногах при соприкосновении ног с опорой. Поскольку при стоянии и ходьбе дети с церебральными параличами (ДЦП) всегда вначале касаются опоры подушечками стоп, эта реакция постоянно поддерживается и стимулируется. Происходит фиксация всех суставов ног. Ригидные конечности могут удерживать массу тела ребенка, но они значительно затрудняют выработку реакций равновесия, для которых необходима подвижность суставов и тонкая регуляция постоянно реципрокно меняющегося статического состояния мышц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector